Общими правилами проведения налоговых проверок является тот факт, что проверкой могут быть охвачены только три последующих календарных года деятельности проверяемого субъекта, предшествующих году проверки. Налоговому органу запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. Повторная проверка может быть проведена только в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом, либо если налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется.

Налоговые проверки в свою очередь подразделяются на камеральную и выездную. Камеральные налоговые проверки производятся непосредственно по месту фактического нахождения налогового органа. При этом сама налоговая проверка осуществляется на основе налоговых деклараций и расчетов налогоплательщика, а также других необходимых документов подтверждающих ведение хозяйственной деятельности субъекта. Если после проверки будут выявлены ошибки в расчетах или декларациях, а также противоречия между данными, представленными налогоплательщиком, то налоговый орган сообщит об этом с требованием о предоставлении в течение пяти дней необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений. Налогоплательщик вправе представить в этот срок в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, которые подтверждают достоверность данных, на основе которых производились данные расчеты и заполнялись декларации. Лицо, проводящее проверку вправе истребовать у налогоплательщиков-льготников, документы, которые подтверждают право на эти налоговые льготы. Если налогоплательщик не предоставил необходимые пояснения в указанный срок, то это может служить основанием для включения налогоплательщика в план выездных проверок.

В случае, когда подается налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено возмещение налога, то проверка происходит на основе налоговых деклараций и документов, которые предоставлены налогоплательщиком и подтверждают право на это возмещение. При подаче уточненной налоговой декларации до окончания проверки, ранее начатая проверка прекращается и начинается уже новая проверка на основании поданной уточненной декларации. Камеральная налоговая проверка может проводиться уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа. Срок такой проверки составляет три месяца со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При проверке руководителю организации лично или в электронном виде передается требование о представлении документов. Если передать требование о представлении документов невозможно, то требование может быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Документы можно представить в налоговый орган лично или направить по почте заказным письмом. Если документы передаются на бумажном носителе, то они передаются в виде заверенных проверяемым лицом копий. При необходимости налоговый орган может ознакомиться с подлинниками документов. Срок предоставления документов - в течение 10 дней со дня получения налогового требования. Если нет возможности предоставить для налоговой документы, то необходимо сразу письменно уведомить налоговый орган с указанием причин, по которым невозможно предоставить документы. Руководитель налогового органа вправе продлить или отказать срок предоставления документов.

Отличие же выездной налоговой проверки в том, что сама проверка проводится на территории налогоплательщика и только на основании решения руководителя налогового органа. Однако, если у налогоплательщика нет возможности в силу объективных причин предоставить место для проведения выездной налоговой проверки, то такая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. При выездной налоговой проверке доступ на территорию налогоплательщика должностных лиц налоговых органов осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Само решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать основные сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);

период, за который проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В редких случаях данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Отсчет начала проведения выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя проверки для истребования документов (информации), проведения необходимой экспертизы, а также перевода на русский язык документов на иностранном языке, если такие имеются у налогоплательщика.

Экспертиза назначается постановление должностного лица налогового органа для пояснения вопросов, которые требуют специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эти вопросы не должны выходить за рамки специальных познаний эксперта. Эксперт привлекается к проверке на договорной основе. В постановлении прописывается основание для назначения экспертизы, данные эксперта и наименование организации, в которой необходима экспертиза. Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если необходимых для проверки материалы будет недостаточно, а также если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения данной экспертизы. Заключение дается в письменной форме, где подробно описываются проведенные экспертом исследования, сделанные в ходе экспертизы выводы и подробные ответы на ранее поставленные вопросы. Если заключение не полное, либо недостаточно раскрыты все обстоятельства и не найдены ответы на поставленные вопросы, то в этом случае назначается дополнительная экспертиза. Если существуют сомнения в правильности заключения, то назначается повторная проверка, которая назначается другому эксперту.

В редких случаях при необходимости перевода документов с иностранного языка может быть привлечен переводчик. Переводчик как и эксперт принимается на договорной основе и должен обладать знаниями, необходимыми ему для перевода.

Руководитель налоговой проверки имеет право приостановить налоговую проверку не более одного раза по каждому налогоплательщику, у которого истребуются документы. А срок, на который может приостанавливаться проверка не должен превышать более шести месяцев.

Если налогоплательщик отказывается предоставить доступ должностным лицам налогового органа к своим помещениям, то руководитель проверяющей группы составляет акт. На основании этого акта налоговый орган может самостоятельно, на основании имеющихся у него данных, определить сумму налога, которая подлежит уплате. При отказе налогоплательщика подписать данный акт, в нем делается соответствующая запись.

Повторная налоговая проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Также как и при обычной проверки при повторной выездной проверки проверяется не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Если при проведении повторной проверки выявляется факт правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Кроме случаев, когда не обнаружение факта правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось следствием сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Налоговый орган вправе полагать, что налогоплательщик может уничтожить или заменить документы, которые могут свидетельствовать о совершении налогового правонарушения. При этом производится выемка таких документов на основании постановления должностного лица налогового органа. Такое постановление подлежит утверждению руководителем налогового органа. Выемка документов не может проводиться в ночное время, а также при этом процессе обязательно должны присутствовать понятые и сам налогоплательщик. Выемка документов производится на добровольной основе, однако в случае отказа налогоплательщика выдать необходимые документы должностное лицо налогового органа вправе произвести выемку принудительно. При этой процедуре не изымаются документы и предметы которые не имеют отношения к данной налоговой проверке. Все документы описываются в протоколе, либо в описях к нему, где указывается точное наименование и количество. Также все документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Если налогоплательщик отказывается скрепить печатью или подписью изымаемые документы, то об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка. Если налоговый орган изымает подлинники документов, то с них изготавливаются копии, которые должностное лицо налогового органа заверяет и передает налогоплательщику.

 

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке. Если налогоплательщик уклоняется от получения этой справки, то справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган в течение двух месяцев должен составить акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими проверку и самим налогоплательщиком.

В акте обязательно указываются:

1) дата (дата подписания акта);

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица .

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности;

4) дата и номер решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5) дата представления в налоговый орган документов;

6) перечень документов;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

    1. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

 

Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику в течение пяти дней с даты этого акта. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то акт может быть направлен по почте заказным письмом по месту нахождения организации.

Если налогоплательщик не согласен с актом проверки и выводами изложенными в этом акте, то в течении 15 дней со дня получения данного акта налогоплательщик вправе предоставить письменные возражения по этому акту, а также обосновать свои возражения.

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Налогоплательщики могут самостоятельно оценить риск проведения выездной налоговой проверки исходя из результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. Существует ряд критериев, на который ссылаются налоговые органы:


1. Налоговая нагрузка налогоплательщика не должна быть ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Расчет ведется управлением Росстата на основании данных отчетности организаций.

2. Отражение в бухгалтерской (налоговой) отчетности убытков на протяжении двух и более налоговых периодов. 
3. Отражение в налоговой отчетности больших сумм налоговых вычетов за налоговый период. Большая доля вычетов в этой части касается НДС.

4. Темп роста расходов над ростом доходов от реализации товаров (работ, услуг) при начислении и уплате налога на прибыль. 
5. Выплата среднемесячной заработной платы работникам ниже среднего уровня по отрасли. Данная информация доступна в территориальных органах Росстата.

6. При применении специальных режимов налогообложения (УСН и ЕНВД) неоднократное приближение к предельным значениям, которые установлены Налоговым кодексом 
7. Неоднократная смена места постановки на учет в налоговых органах.

8. Высокий налоговый риск. В данном случае учитываются взаимоотношения с рядом контрагентов, по которым нет соответствующей информации о фактическом местонахождении контрагента, нет информации о способе получения сведений о контрагенте, а также нет информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ. Наличие таких критериев дает право признание сделок с подобным контрагентом («однодневки») сомнительных.

 

Корнацкий Павел Иосифович, бухгалтер ООО "Главбух"

Первая полоса №11(050) декабрь 2013-январь 2014г.

Есть задача? Свяжитесь с нами!